Любовь | Дата: Вторник, 24.12.2024, 13:31 | Сообщение # 7650 |
Министр магии
Группа: Модераторы
Сообщений: 11320
Статус: Оффлайн
| «Без Бога нация — толпа» — стихотворение иеромонаха Романа (Матюшина), написанное 8 августа 1990 года в посёлке Кярово.Без Бога нация – толпа, Объединенная пороком, Или слепа, или глупа, Иль, что еще страшней, – жестока. И пусть на трон взойдет любой, Глаголющий высоким слогом, Толпа останется толпой, Пока не обратится к Богу!
|
|
| |
Любовь | Дата: Пятница, 10.01.2025, 06:52 | Сообщение # 7653 |
Министр магии
Группа: Модераторы
Сообщений: 11320
Статус: Оффлайн
| Помрачение ума происходит от страстей: от многословия, от суетливости, от безмерной заботы, от скорби, от мечтания, от объядения, от многоспания; часто и от бесов оно бывает, то есть от смущений их, когда они приближаются к нам. От входа в нас сих страстей душевное око наше закрывается, то есть притупляется зрение ума; и он уже ничего духовного не видит и не имеет рассуждения, подобно тому, как кто-либо и здоровым телесным глазом не видит в темноте ночной, иногда спотыкается, а иногда и падает в яму; так и человек, имея потемненный ум, впадает в яму различных страстей: унывает, мечтает, предается многому сну и совершенно забывается, что идет путем вечной погибели.Преподобный Паисий (Величковский)
|
|
| |
Ирина | Дата: Воскресенье, 26.01.2025, 12:39 | Сообщение # 7656 |
Министр магии
Группа: Проверенные
Сообщений: 2395
Статус: Оффлайн
| Протоиерей Андрей Ткачев Братья и сестры, мое приветствие вам! Среди зимних праздников есть праздник студенчества – Татьянин день, который связан с храмом Великомученицы Татьяны при Московском Государственном Университете.
Зима, Татьяна. "Татьяна русскою душой любила русскую зиму". Помните, у Пушкина? Римское имя Татиана почти исчезло из итальянского употребления, там, где раньше царствовала латынь. Это имя перекочевало в русский язык. И теперь, благодаря Пушкину и "Бог знает, как же я люблю Татьяну милую мою", совершенно обрусела.
Татьяна, святая Татьяна, мученица римская и онегинская неразделенная любовь. Два символа, связанные с этим прекрасным женским именем.
Итак, храм при университете. Он дал имя студенческому дню. И имя, в общем-то, не только Татьяны, но и других святых, должны быть во всех святилищах науки. У нас ведь университеты и институты называют храмами науки, святилищами науки. Словами "храм" и "святилище" называют себя, например, театры. "Мы - храм искусства", - говорят театралы. Музеи тоже претендуют на такое название. Говорят: мы тоже храм высокой культуры. Библиотеки, отчасти. Что тоже понятно. Ну, и, конечно, различные высшие учебные заведения. Мы не просто, значит, училища, мы храмы науки. Вот в этих храмах науки должны быть непременно храмы Божии, для того, чтобы жизнь не перекашивалась, потому что мы привыкли к тому, что храм должен быть в тюрьме. Там плачут, страдают от разлуки и поломанной жизни. Пусть, стало быть, утешаются Богом. Справедливо.
Храмы есть в больницах. В больших клиниках. Есть молитвенные комнаты, часовенки тоже. Конечно, там страдает человеческая плоть, там плачут те, у кого болеют родственники. Там надо утешаться Богом. Справедливо, признаём. Храмы есть такие и сякие.
А вот у нас в вузах храмы есть далеко не везде, не всегда. Считается, что там, где плачут, там пусть молятся, а там, где учатся, пусть не молятся. Это ужасная историческая ошибка, которая вошла в нашу жизнь только с красным переворотом, с большевистским этапом истории.
До этого все вузы, гимназии и школы имели у себя храмовое духовенство, небесных покровителей и молитву. И кое-как, худо-бедно, где лучше, где хуже, выполняли ту тяжелую миссию окормления учащихся, чтобы, просвещая разум астрономией или математикой и заостряя эстетический вкус живописью или словесностью, не забывали о сердце, как о главном средоточии жизни человеческой. И для того, чтобы мы знали, что так должно быть, что это не выдумка попов и попытка залезть во все сферы жизни, а органическая норма нормального существования.
Я хотел бы вам напомнить о том, что университетское образование Западной Европы вырастало именно из церковных школ. Например, Падуанский университет, первый университет Европы. Это было чуть ли не 600 лет назад. Западная Европа обогнала наши холодные края в университетском образовании.
Так вот, у них всюду, все главные святилища европейской науки возникали из богословских школ.
Повторяю, один из первых, чуть ли не первый, Падуанский университет – изначально богословская школа. Кембридж и Оксфорд – тоже изначально богословские школы в корнях своих. Саламанка в Испании, университет – это богословская школа. Польский, Краковский, Ягелонский университет – это богословские школы изначально. Не только факультет теологии был там, на своем месте, для преподавания Закона Божьего и изучения богословских дисциплин, не только, нет. Именно из начала это строилось всё и основывалось как богословская школа.
Лучший пример, пожалуй, это Сорбонна. Это французский, парижский университет, который сначала был отделен от этой школы по имени Сорбонна, а потом настолько сросся с ним, что и весь университет Парижа получил это имя: Сорбонна. Это XII век. Не наш XVIII-й, когда в России при Ломоносове образован был университет.
Можете себе представить, XVIII и XII века. 600 лет. Сорбонна возникла при Людовике Святом, покровителе и организаторе 7-8 крестовых походов. И получила свое имя от священника, Рожера де Сорбона, который был ярким оратором, самое главное – ревностным христианином.
И он решил собирать городскую бедноту, мальчишек из плохо обеспеченных семей, для того, чтобы учить их, сначала тривиума, потом квадривиуму, то есть, главным наукам. Арифметика, грамматика, потом уже логика, философия, астрономия. То есть, подготовление к богословию и Закону Божиему. Они читали Писание, учили наизусть разных авторов, античных и христианских.
Вот эти вот мальчонки, сплотившись вокруг святого наставника, получившие впоследствии государственную помощь от доброго короля, стали основателями университета, который всемирно известен сегодня как Сорбонна. И даже совсем темному человеку это имя хоть что-нибудь, да говорит.
Так было, повторяю, всюду и везде, где мы столкнемся с чем-то глубоким, серьезным и многовековым связано именно с богословской школой. И многие вещи, относящиеся к попечению, например, о подрастающем юношестве, вырастали именно из желания какого-нибудь одного доброго священника, какой-то группы неравнодушных монахинь или монахов собрать вокруг себя этих галчат, с улицы, голодных и ободранных. Для того, чтобы, во-первых, покормить, во-вторых, умыть. А в-третьих, посадить за книжку и научить читать псалмы, по-латыни ли, на своем родном языке. А потом научить их молиться Богу. А потом, может быть, вырастить из них будущих юристов, или врачей. А, может быть, и монахов или священников. Всё: красота, пестрота, многообразие европейской цивилизации, в своих лучших проявлениях, являющихся, без сомнения, христианской.
Потом это пришло и к нам, при Екатерине, при Ломоносове.
И вот, Татьянинский храм. Шувалов. В честь его мамы назван именем Татьаны, святой Татиана. И нам сегодня стоит вспомнить о том, что нет большой науки без большой веры. Потому что в корнях своих - эти два зерна были одним зерном всегда.
Подумайте об этом, пожалуйста.
Сообщение отредактировал Ирина - Воскресенье, 26.01.2025, 12:40 |
|
| |