Главная » Статьи » Статьи

Психоанализ поможет бизнесу
Психоанализ поможет бизнесу

Ставка только на контроль и предсказуемость опасна
Мировой финансовый кризис и последующие события в экономике продолжают демонстрировать, что аналитикам из мира финансов все сложнее предсказать ситуацию даже на ближайший год. «Время, когда начиная бизнес, можно было быть уверенным, что при наличии воли и упорства ты придешь из точки А в точку B, закончилось. У современных бизнесменов осталось намного меньше рычагов контроля над ситуацией», – рассказал профессор НИУ ВШЭ, руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» Андрей Россохин, представляя свой доклад «Интеграция технологий психоаналитического подхода в решении ключевых задач экономики и бизнеса». Люди, которые отрицают рост этой неопределенности, по его мнению, пребывают в защитном состоянии всемогущего контроля.

«Что сейчас представляет собой человек в бизнесе? Мы исчерпали рациональные представления об этом. А привычные методы и технологии управления компаниями и людьми к концу двадцатого века стали сбоить», – рассказал спикер.

И проблема не только в неожиданных изменениях в сфере финансов и экономики. Сложно поспорить с тем, что мир в принципе живет в условиях переходного периода, что влияет на все аспекты социальной, экономической и личной жизни.

Автор доклада напомнил о законах квантовой физики, которой сегодня в научном мире уделяют достаточно серьезное внимание. В квантовой физике частица одновременно и частица, и волна. Бизнес еще сам этого не осознает, заметил спикер, но он все больше начинает жить по законам квантовой физики, где тотальная неопределенность, нелинейность и многомерность является нормой. «Вы бьете бильярдный шар в лузу, рассчитываете, что он долетит, а он по каким-то совершенно невероятным для вас причинам начинает отклоняться и идет в совершенно другом направлении», – образно пояснил Россохин. Быть готовым к тому, что шар через секунду может превратиться в волну – вопрос жизни и смерти для бизнеса и вызов для организаций и лидеров. Это не означает, что старые стратегии действия и управления надо отменять. «Руководитель должен опираться на уже зарекомендовавшие себя стратегии, но быть готовым к новым», – заметил автор доклада.

Шеф Х и шеф Y или поколение ковбоев против поколения Иванушек-дурачков

Результаты международных исследований показывают, что к условиям неопределенности более подготовлены представители поколения Y – люди, рожденные в период с 1981 под 2000 годы и Z – появившиеся на свет в XXI веке. «Поколение Y приспособлено к неопределенности, а Z рождается в этой неопределенности», – замечает Россохин.

Согласно тем же международным исследованиям, через десятилетие подавляющее большинство руководителей в бизнесе будут из поколения Y. Но что, по сути, представляет собой поколение Y, какие руководители вырастут из представителей этого поколения, пока никто не знает. Это одна из проблем, которая пугает лидеров поколения Х, рожденных в 60-е и 70-е годы. В России, по словам спикера, эта проблема только начинает подниматься, а на Западе она уже давно стала предметом острых дискуссий.

Чем Y-лидеры отличаются от Х-лидеров?

«X – это поколение ковбоев, у которых все под контролем. Они точно знают, как управлять собой, людьми и бизнесом и достигать целей в условиях определенности», – замечает Россохин.

Представители поколения Y, по его словам, если брать образное сравнение из русского фольклора – Иванушки-дурачки. Образ мышления Иванушек формирует, в том числе, интернет, виртуальная реальность с ее бурно развивающимися социальными сетями. «А виртуальная реальность – это измененное состояние сознания», – отмечает автор доклада. То есть, представители поколения Y и, тем более, Z с детства живут не только в реальном мире, но и в параллельном, совмещающим в себе фантазии и реальность. «Это подключает их бессознательное, они с ним больше «на Ты», чем старшее поколение», – говорит он.

Но, с точки зрения X, Y -лентяи. Они лежат на печи, то есть «сидят» в социальных сетях и все откладывают на потом. Склонность младшего поколения откладывать важные и необходимые дела на завтра, именуемую в психологии прокрастинацией, доказывают и результаты международных исследований.

Правда, результаты других исследований обнаруживают, что среди менеджеров поколения Y самые креативные- именно прокрастинаторы. «Это не означает, что ленивые выбирают самые легкие пути, просто они включают другие механизмы, которые рациональному сознанию могут быть не доступны», – поясняет Россохин.

Тем не менее, одной креативности, как и одной способности к контролю и предсказуемости, современному и тем более будущему лидеру недостаточно.

Лидер-менеджер и лидер-герой. От конфликта к сотрудничеству

Эффективный лидер в условиях неопределенности должен обладать как качеством, присущим поколению Х – способностью к контролю и в том числе самоконтролю, так и качеством, которые ученые выявляют чаще у нового поколения – способностью к использованию ресурсов собственного бессознательного.

В свете разрабатываемой новой теории лидерства, Россохин предлагает взглянуть на два крайних типа лидеров – лидер-менеджер и лидер-герой.

Лидер-менеджер хорошо управляет собой, для него характерен «бронезащитный стиль» лидерства. «Броня здесь служит не только для защиты от внешних нападений-изменений, сколько защищает от внутренних врагов – от нападений собственных внезапных эмоций, фантазий, переживаний, желаний и тревог», – пишет Россохин в своей статье «Внутренняя сила лидера» в журнале «Психология. Журнал ВШЭ» (2013, №3, с. 136-138). Подобная броня, как указывает автор, важна в большинстве российских государственных компаний-монополистов. Западным примером успешного следования неизменному строго заданному курсу служит империя Wall-Mart Cэма Уолтона.

Для описания другой крайности – лидера-героя Россохин опять же использует образ Иванушки, который в русской сказке получает от Бабы-Яги в дар коня, обладающего тайной волшебной силой. Это силой нельзя овладеть, но с ней можно сотрудничать. В данном контексте это – потенциал бессознательного, который помогает Иванушке в итоге стать героем. «Внутренняя сила такого лидера – это способность принять и выдержать неизвестность и неопределенность, дать возможность зародиться в кипящем внутреннем бульоне чему-то непонятному и, может быть, даже пугающему…», – поясняет Россохин. Лидерам-героям сложно проявиться в жестко структурированных компаниях с минимумом степеней свободы. «Напротив, в компаниях, в которых царит атмосфера “Кремниевой долины”, это не только возможно, но и реально происходит», – замечает автор.

Тем не менее, лидер-герой может оказаться не способным реализовать свои идеи, также как лидер-менеджер не осмелиться дать им возможность развиться. При этом герой и менеджер, работающие в одной компании, могут оказаться в конфликте друг с другом, если над ними нет третьего – мудрого руководителя или инвестора.

Высший пилотаж лидерства – соединение двух крайностей при столкновении сознательного и бессознательного. В качестве примера автор приводит Стива Джобса, в котором одинаково уживались и лидер-герой и лидер-менеджер.

Гениальные решения в глубине

Применение психоанализа в сфере бизнеса нельзя назвать новым направлением. «Это движение существует уже более тридцати лет и развивается в разных странах», – замечает Россохин.

В стремительно меняющихся условиях психоаналитический подход в изучении процессов бизнеса и бизнес-консультирования, по мнению эксперта, приобретает все большую актуальность, поскольку учит анализировать текущую ситуацию и, исходя из этого, принимать решения.

Без понимания ситуации можно просчитывать на несколько ходов вперед, но эти ходы могут оказаться не правильными или увести в другую сторону, и руководитель или организация проигрывают.

«Если есть понимание ситуации на более глубоких уровнях, а именно это и дает психоанализ, то вдруг внезапно открываются новые ходы, которые раньше не были видны, новые возможности, которые были закрыты с высоты доступной зрению части айсберга», – говорит Россохин (Профессор, магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»)
Категория: Статьи | Добавил: Мария (23.12.2013)
Просмотров: 1107 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Sergey  
Спасибо Маша!!! Сейчас как раз такой период, когда постоянно ищешь новые пути...

Имя *:
Email *:
Код *: