Главная » Статьи » Буддизм

37 практик Бодхисаттвы

ТРИДЦАТЬ СЕМЬ ПРАКТИК БОДХИСАТТВЫ



Намо Локешварая



Хоть и узрев, что в явлениях всех нет места приходу или уходу,



Усердствует Он лишь для блага существ:



Благоговейно пред величественным Учителем, нераздельным с Авалокитешварой,



Защитником существ, телом, речью и умом постоянно простираюсь.





Совершенные Будды – источник счастья и абсолютного покоя –



Существуют, так как свершили священную Дхарму,



Что, в свой черёд, зависит от знания, как Её практиковать.



И эти практики Бодхисаттвы поэтому я сейчас объясню.



1



Теперь, когда у меня есть корабль великий – драгоценная жизнь человека – обретаемая столь нелегко,



Доставить я должен себя и других чрез океан самсары на берег другой.



Слушать, размышлять и применять Учение



День и ночь без отвлечений – это практика Бодхисаттвы.



2



В землях, где вырос, вздымаются волны привязанности к родне и друзьям.



Ненависть к врагам неистовствует подобно пожару.



Сгущается тупости тьма – незнания что принять, что отвергнуть.



Оставить землю, где вырос, – это практика Бодхисаттвы.



3



Когда покидаешь места неблагие, тогда страсти постепенно на убыль идут



Когда нет отвлечений, достоинства увеличиваются сами собой.



Когда осознанность становится яснее, доверие к Дхарме растёт.



Положиться на уединение – это практика Бодхисаттвы.



4



Друзья, неразлучные долгие годы, – будут разделены.



Богатства и владения, столь тяжко обретаемые, – придется оставить.



Сознание – гость – он покинет гостиницу тела.



Отбросить заботы этой жизни – это практика Бодхисаттвы.



5



В плохом окружении три яда взрастают сильнее



А слушанью, размышлению и применению Учений приходит конец,



Любящая доброта и сострадание исчезают.



Избегать неподходящих товарищей – это практика Бодхисаттвы.



6



Если полагаешься на подлинного благого друга, то недостатки твои растают



А достоинства будут расти подобно растущей луне.



Почитать его более ценным



Нежели собственное тело – это практика Бодхисаттвы.



7



Кого защитить могут боги мирские,



Кои сами в самсаре томятся.



Принять Прибежище в Трех Драгоценностях,



Никогда не обманывающих ожиданий тех, кого защищают, – это практика Бодхисаттвы.



8



Будда учит, что страданья непереносимые нижних миров –



Это плод деяний порочных.



Потому не творить неблагого,



Даже ценою собственной жизни – это практика Бодхисаттвы.



9



Наслажденья миров трёх – как роса на траве –



По природе своей – исчезают мгновенно.



Устремиться к высшему освобождению,



Что неизменно вовеки – это практика Бодхисаттвы.



10



Если все мои мамы, что любили меня с безначальных времён, – непрерывно страдают,



То, что толку мне в собственном счастье?



Так что с целью освобожденья бесчисленных живых существ



Направить ум к Пробуждению – это практика Бодхисаттвы.



11



Без изъятья страдания все из желания личного счастья возникли,



Пробужденье ж свершенное родится из мысли о благе других.



А поэтому, в самом деле менять



Своё счастье на страданья других – это практика Бодхисаттвы.



12



Когда некто, движимый желанием сильным,



Всё богатство моё забирает иль других побуждает к тому же,



Посвятить ему тело своё и владенья,



И заслуги времён трёх – это практика Бодхисаттвы.



13



Если, хоть не сделал я и капли дурного,



Некто ж в ответ отрубить мою голову хочет,



Сострадания силой взять его все злодеянья



На себя – это практика Бодхисаттвы.



14



Даже когда некто меня на все лады порочит



И трубит об этом на весь мир,



То в ответ с любящей добротой



Превозносить достоинства этого человека – это практика Бодхисаттвы.



15



И пусть посреди огромного собрания



Некто раскрывает мои скрытые недостатки самым оскорбительным образом



Склониться пред ним с почтением



Почтя его как благого друга – это практика Бодхисаттвы.



16



Пусть тот, о ком я пёкся с любовью как о собственном дитя,



Врагом меня считает,



Любить его еще больше,



Как мать любит больное дитя – это практика Бодхисаттвы.



17



Пусть равные мне или низшие



Из гордости делают всё, чтоб унизить меня



С почтением видеть их как своих учителей



На макушке своей головы – это практика Бодхисаттвы.



18



В нужде ты крайней пусть и все тебя поносят постоянно



Терзают страшные болезни и ты – добыча духов злых.



При том страданья всех существ брать на себя и их недобродетель –



Не падши духом – это практика Бодхисаттвы.



19



Пусть я – в зените славы и людьми боготворим



И пусть богат я словно бог Кубера,



И слава и богатство – пустота по сути – так видеть всё



Высокомерия избегнув – это практика Бодхисаттвы.



20



Не победив свой гнев, чем больше побеждаешь



Врагов ты внешних, тем более они растут в числе.



Поэтому войсками доброты, любви и состраданья



Завоевать свой ум – это практика Бодхисаттвы.



21



Услада чувств и вещи, что желаешь, – солёная вода –



Чем больше пьешь – тем больше жаждешь.



Отбросить сразу все объекты,



Что привязанность рождают – это практика Бодхисаттвы.



22



Всё что возникло – это работа ума



Природа ж ума – изначально свободна от ума построений



Распознать эту природу



И не вдаваться в построенья субъекта-объекта – это практика Бодхисаттвы.



23



Когда объект встречаешь, что тебе по вкусу,



Воспринимай его как радугу средь лета –



Прекрасный образ – но по сути нереальный.



Оставить все цеплянья и привязанность – это практика Бодхисаттвы.



24



Страдания все виды – как смерть ребенка в сновиденье



Себя мы сами истощаем, считая то, что видим – настоящим



Поэтому, когда невзгоды наступают



Воспринимать их иллюзорность – это практика Бодхисаттвы.



25



Коль тот, кто к Пробужденью устремлен, отбросить должен даже собственное тело,



Насколько ж истиннее это по отношению к вещам?



Поэтому – без ожидания награды и плода –



Из щедрости дарить – это практика Бодхисаттвы.



26



Утратив дисциплину, себе свершить не сможешь блага,



Смешно и думать, что благо сможешь ты свершить другим.



А потому держаться дисциплины



Без устремления самсары – это практика Бодхисаттвы.



27



Для Бодхисаттвы, кто добродетелью желает насладиться,



Все, кто вредит им, – бесценному сокровищу подобны.



А потому, взрастить терпенье по отношению ко всем, –



Отбросив возмущенье – это практика Бодхисаттвы.



28



Лишь для их собственной пользы даже шраваки и пратьекабудды



Прилагали усилья, словно человек с горящими волосами, стремящийся их потушить.



Видя это, для пользы всех существ



Применять упорство – источник всех достоинств – это практика Бодхисаттвы.



29



Зная, что випашьяна, укорененная в шаматхе,



Полностью побеждает все страсти,



Практиковать сосредоточение, полностью превосходящее



Четыре бесформенных состояния – это практика Бодхисаттвы.



30



Без мудрости свершенного Пробужденья не достичь,



Лишь применяя все другие Парамиты.



Поэтому взращивать мудрость, объединённую с искусными средствами,



И свободную от трёх идей – это практика Бодхисаттвы.



31



Если я сам не замечу свои недостатки,



То, даже выглядя практикующим Дхарму, могу действовать противно Ей.



А потому постоянно отслеживать свои собственные нарушения



И устранять их – это практика Бодхисаттвы.



32



Если, движимый страстями, я говорю об ошибках



Других Бодхисаттв, то тем самым я сам совершаю ошибку.



Потому не болтать об ошибках всех тех,



Кто ступил на путь Махаяны – это практика Бодхисаттвы.



33



Почет и подношения – источник ссор и



Угасанья для слушанья, размышленья и примененья Дхармы.



Поэтому привязанность избегнуть



К домам друзей и покровителей – это практика Бодхисаттвы.



34



Ругательства тревожат ум других



И Бодхисаттвы практике несут урон.



Поэтому отбросить грубые слова,



Которые другим услышать неприятно, – это практика Бодхисаттвы.



35



Если страсти стали привычкой, то от них избавится трудно, применяя противоядье.



А поэтому, быть внимательным и бдительным, вооружившись противоядьем,



И сокрушать привязанность и другие страсти



Как только они возникают – это практика Бодхисаттвы.



36



И вкратце, кем бы ни был я и что бы я ни делал,



Всегда внимательным и осторожным быть,



Смотря «В каком же состоянии мой ум»



И действовать на благо остальных – это практика Бодхисаттвы.



37



Посвятить Пробуждению



С помощью мудрости, очищающей три идеи,



Всю заслугу от этих усилий



Уничтожить все страдания несметных существ – это практика Бодхисаттвы.





Последуя Учениям святых существ,



Из Сутр и Тантр и Шастр все пункты основные составил я,



Как тридцать семь практик Бодхисатвы



Для блага тех, кто хочет упражняться на Пути Бодхисаттвы.



Я не искушен в науках и разумом прост, потому сие сочинение – не поэтическая услада для схоластов. Но поскольку я следовал и полагался на откровения святых мудрецов, то считаю, что в практиках бодхисаттв нет изъяна.



И все же такому недалекому умом как я трудно постичь глубину деяний великих бодхисаттв, потому и молю всех будд о прощении моих ошибок, таких как противоречия и непоследовательность изложения.



В силу блага от этого труда пусть все, кто блуждает в самсаре, станут, благодаря чудесной относительной и высшей бодхичитте, как Ченрезиг, Бодхисаттва любви и сострадания, который не пребывате ни в одной из крайностей – ни в мирском бытии, ни в блаженстве нирваны.



Этот текст был написан в пещере Нгулчу Ринчен монахом Тогме, сторонником писаний и аргументации, с целью помочь себе и другим.



Перевод Айнабекова Дмитрия



 



 



Источник: http://www.dharmawiki.ru/index.php/37_практик_Бодхисаттвы
Категория: Буддизм | Добавил: Любовь (23.08.2015)
Просмотров: 906 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: