Главная » Статьи » Буддизм

9 Качеств Будды /начало - 1 и 2 качества/
ВВЕДЕНИЕ

Этот небольшой трактат «Девять Качеств Будды» является переводом лекций по Абхидхамме, прочитанных известным Мьнмарским ученым Саяджи У Кьяу Хтутом в «Доме Мьинджусака», в Янгоне, и, записанных Дав Кхин Тхан Мьинтом – бывшим библиотекарем Исторического Научно-Исследовательского Института при Службе Безопасности. Перевод сделан Дав Мья Тинном, М. А., членом Редакционного Переводческого Комитета “Pitaka”, Отдела Развития и Распространения Будда-Сасаны.

Саядж 102d2 и У Кьяу Хтут, Маха Саддхаммаджотикадхаджа был членом Комиссии по переводу на Мьянмарский язык на Шестом Международном Совете Палийских текстов. В настоящее время он является Ученым Консультантом по переводу (на английский яз.) Редакционного Комитета при О. Р. Р. С, а также Советником при Министерстве Религиозных Дел.

Как уже было сказано, лекции о качествах Будды были прочитаны после тщательного изучения и исследования, а также после штудирования Питак в течение более чем двадцати лет. Для того чтобы сделать ясным для читателя (или слушателя) значения каждого качества, Саяджи произвел тщательный отбор как Палийских, так и Бирманских слов и терминов. Он изложил качества в краткой форме, ясно без каких-либо повторений в их характеристиках, так чтобы можно было специально почтить, отдав дань уважения каждому из этих качеств в отдельности. Каждый может обнаружить, что эти качества также применимы в повседневной жизни, а размышление над ними дают возможность поддерживать в нашей жизни высокий нравственный уровень.

Пусть читатель обретет ясное постижение и понимание девяти качеств Будды и пусть он со всем смирением и с надлежащим уважением преклонится и выразит почтение Будде.

Пусть подобно лучезарному солнцу ослепительно сияет Учение Будды.
ДЕВЯТЬ КАЧЕСТВ БУДДЫ

Девять Качеств Будды, как их объяснял Саяджи У Кьяу Хтут на занятиях по Абхидхамме, проходивших в «Доме Мьинджусака», Университетская аллея, Янгон.

Namo tassa bhagavato arahato sammasambuddhassa:

Почтение Благословенному, Достойному, в Совершенстве Самостоятельно Пробудившемуся

Buddhaguno ananto,
Dhammaguno ananto,
Samghaguno ananto,
M?t?pituguno ananto,
?cariyaguno ananto,
Aham vandami sabbad?

Перевод:

Благодеяния Будды безграничны;
Благодения Дхаммы безграничны;
Благодения Сангхи безграничны;
Благодения наших родителей безграничны;
Благодеяния наших учителей безграничны;
Им мы всегда оказываем почтение.

Будда, Дхамма и Сангха известны как «Три Драгоценности», а вместе, с нашими родителями и учителями они являются «Пятью Великими Благодетелями и Покровителями». Их благодеяния, дарованные нам – бесчисленны. По этой причине мы всегда выражаем им почтение.

Буддисты по всем случаям декламируют на Пали вышеупомянутые строфы, а также побуждают своих детей заучивать их наизусть. Они верят тому, что если эти строфы памятовать в течение дня, во время ежедневных дел, то можно преодолеть любые опасности, с которыми можно столкнуться. Согласно буддийской традиции все события или церемонии, связанные с празднованиями или скорбью, всегда проводятся под покровительством наших «Пяти Великих Благодетелей».

Первыми учителями для своих детей являются родители, обучая их в юности тому, что Будда, Дхамма и Сангха – это Три Драгоценности, а также тому, что родители и учителя – это Великие Благодетели Безграничного Милосердия.

Мы находимся под опекой матери с момента зачатия, произошедшего внутри ее лона. Затем с рождения мы развиваемся под нежной заботой наших родителей. Мы не свободны от их покровительства до тех пор, пока не заводим собственной семьи. Несомненно, родители, являются надежной опорой для своих детей.

Таким же образом учителя обучают, предостерегают и воспитывают детей, пока они еще находятся в юном возрасте, и затем в школе их учат так, чтобы они, когда вырастут, смогли бы стать ответственными гражданами. Учителя преподают таким образом, чтобы дети, пришедшие к ним, узнали бы то, что они до сих пор не знали и приобрели бы новые навыки и умения. В деле получения знаний и мастерства, учителя также являются надежной опорой для своих детей.

Однако действительно ли мы понимаем безграничное милосердие Будды, Дхаммы и Сангхи – Трех Драгоценностей, которые намного ценнее всего, что считается драгоценным? Будда наделен девятью качествами, которые хорошо известны не только в человеческом мире, но также в мирах дэв и брахм. Все буддисты понимают и признают, что эти девять качеств принадлежат и достойны только Будд.

Каждый раз, когда мы оказываем почтение Будде, мы декламируем отрывок, содержащий девять качеств Будды, начиная с Арахам (Araham) и заканчивая Бхагава (Bhagav?). Со смирением, должным уважением и преданностью к Будде, мы созерцаем и размышляем над этими девятью качествами. Имея эти качества как основу для сравнения и оценки, можно задаться вопросом: «Как Будда пришел к обладанию этими благими качествами? Как он пришел к тому, чтобы его провозгласили Пробужденным во всем человеческом мире?»

Будда родился простым человеком, более 2600 лет назад,. Но, благодаря осуществлению Десяти Совершенств (десять основных добродетелей, которые привели его к безупречности Бодхисаттвы), Будда был способен ясно постичь истинную Дхамму, которую пытались найти множество людей. Таким образом, Будда был одарен безграничным могуществом, «бесконечной» благой каммой и беспредельной мудростью. Он действительно «Несравненная Личность» и такая «Несравненная Личность» была провозглашена людьми тех времен, как – по истине полностью Пробужденный, Будда. Люди приближались к нему с верой, радостью и доверием. Почему так происходило? Почему люди так поступали?
1. Качество “Арахам” (Araham)

До появления Будды в этом мире, жил Урувела Кассапа, – предводитель тысячи аскетов, провозгласивший себя «Araha», некоторые также называли его «Araha». Вскоре после достижения Пробуждения, Будда дал наставления группе из пяти первых бхиккху – «Pa?cavaggi», затем Ясе, сыну богатого торговца и позднее пятидесяти четырем друзьям Ясы. Все они обрели арахатство, и в мире, таким образом, появилось, включая самого Будду, шестьдесят один арахат.

Спустя некоторое время, с целью развития и распространения Дхаммы, Будда по отдельности послал, каждого из этих шестидесяти арахатов в четыре стороны света. Сам же Пробужденный, с помощью демонстрации психических сил, придя в лес Урувелы, пытался наставить Урувелу Кассапу на путь Дхаммы вместе с его последователями – тысячью аскетами. Несмотря на учения Дхаммы, которые давал Будда и демонстрацию своих психических сил (iddhi), Урувела Кассапа только заметил, сказав – «это правда, что Готама обладает могуществом, тем не менее, он еще не Араха – как я».

Термин «araha» произошел от палийского слова «arahanta». Означающего личность, очистившуюся от загрязнений – (kilesa) алчности, отвращения, тщеславия и неправильных взглядов. Araha, arahatta, rahanta это поэтапно изменившиеся слова. Здесь слова arahat или rahanta имеют то же самое значение, что и araha. У арахата омрачения пресечены также как и у Пробужденного – Будды. Тем не менее его еще не оставили привычки (поведения на уровне тела и речи) из прошлых существований. Несмотря на то, что он и освободился от омрачений, у него остаются действия тела и манера речи, приобретенные в прошлом, когда он еще не был очищен от этих загрязнений. Поэтому, несмотря на то, что он арахат, у него все еще сохраняется склонность действовать или говорить в соответствии со старой привычкой.

Даже дост. Сарипутта, главный ученик Будды, однажды легкомысленно перепрыгнул через небольшой поток, идя по дороге за сбором подаяния. Это произошло, потому что он был обезьяной в одном из прошлых существований. И эта старая привычка, до сих пор не оставив его, все еще была присуще его природе. Это было вызвано тем, что скрытая манера поведения (обезьяны) неожиданно проявилась, так, что дост. Сарипутта невольно повел себя неподобающим его положению образом.

Будда, это тот, кто достоин эпитета «Araha», он полностью оставил все омрачения вместе с врожденной к ним склонностью. Во всех его телесных действиях, речи и умственной деятельности всегда присутствует осознанность, они всегда возникают в связи с мудростью. Его нравственное поведение безупречно, он совершенно оставил омрачения, а именно: алчность, отвращение, неведение, тщеславие и неправильные взгляды. Так его качество «Araham» стало известно повсюду в мире.
2. Качество “Саммасамбуддха” (Samm?sambuddha)

Саммасамбуддха это Совершенно, Самостоятельно Пробудившийся, тот, кто наделен Sabba??uta N?na – знанием всех дхамм. Термин «Sabba??u» состоит из двух слов «sabba» и ?u. «Sabba» означает все, то есть все дхаммы, и «?u» означает знание или понимание, то есть полное понимание и совершенное знание. Это палийское слово «sabba??u», на самом деле, широко использовалось еще до Будды. В то время самостоятельно практиковало множество людей, образовывая при этом различные общины и основывая разнообразные вероучения притязая на то, чтобы быть «sabba??u», – всезнающими.

Эти «sabba??u» и знатоки из различных общин задавали Буде множество вопросов, и на каждый вопрос Будда, вне зависимости от обстоятельств, был способен дать исчерпывающий ответ. Будда знал намного больше, чем все эти люди, и также он обладал знанием всего, что возможно было познать в этом мире. Помимо этих людей существовали правители мира, верховные божества из мира дэв и брахм, бхиккху, брамины, богатые домохозяева, торговцы, крестьяне, богатые и бедные, которые приходили для того, чтобы выразить почтение Будде, задать ему множество вопросов и обсудить свои многочисленные трудности. Будда давал, удовлетворявшие их ответы и решения, отвечая на все их вопросы и трудности.

Поэтому все они восторженно провозглашали его «как того, кто знает все дхаммы, того, чье знание дхамм, является абсолютным». Будду повсеместно превозносили и восхваляли за его качество «Samm?sambuddha» – того, кто знает все мирское и сверхмирское; так он стал известен во всем мире.

Категория: Буддизм | Добавил: (17.01.2011) | Автор: Алена
Просмотров: 1276 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: