Главная » Статьи » Буддизм

9 Качеств Будды /5-9 качества и послесловие/
5. Качество "Локавиду” (Lokavid?)

 

После того как он стал Буддой, в Совершенстве Самостоятельно Пробужденным, благодаря постижению Четырех Благородных Истин под деревом Бо, его главной целью была работа по освобождению живых существ от sams?ra dukkha. Эту цель было нелегко осуществить, находясь в условиях сложной социальной системы тех дней.

 

В то время существовали Titthiyas (еретики) различных общин аскетов, с большим количеством последователей, каждый из которых утверждал, что он является «Пробужденным». Были в то время и соперничающие правители, управлявшие независимыми государствами; а также священнослужители и воины (br?hmana и khattiya) принадлежащие к высшим варнам; крестьяне и неприкасаемые (vessa и sudda) из низших варн.

 

В своем общении с различными сословиями людей, Будда никогда не имел каких-либо затруднений. Он всегда без предпочтений принимал приглашение, было ли оно от аскетов, брахманов, правителей, домохозяев, торговцев или крестьян.

 

Если его приглашал правитель, то Будда знал его традиции и обычаи; если он был приглашен бедным человеком, он знал его положение и способ его мышления. Будда понимал общественные условия простых людей также хорошо, как и тех правителей.

 

Он знал все о мире людей, дэв, брахм и был осведомлен относительно всей их деятельности, занятий и дел. Его проницательность была непревзойденной, он знал все о степени их зрелости и незрелости, природных и интеллектуальных способностях, привычках, предрасположенностях и желаниях. Так, Будду повсеместно восхваляли, и его качество «Lokavid?» стало хорошо известно повсюду в мире.

6. Качество "Аннутаро пурисо даммасаратхи” (Annuttaro purisa dammasarathi)

 

В руководстве и наставлении кого-либо в соответствии с его потребностями или зрелостью, а также умственных и природных способностей Будда не имел себе равных.

Его наставления и беседы были несравненны, так как он с помощью собственного ума знал желания и врожденные склонности каждой личности.

 

Люди подобные Ангулимале (Angulim?la), дэвы, такие как Алавака (Al?vaka), животные, подобные дракону Нандопананде (Nandopananda) были в начале жестокими и бесчеловечными, но как только они оказывались в присутствии Будды и слышали его голос, они делались восприимчивыми и с вниманием слушали его предостережения.

 

Поэтому он и был провозглашен «Несравненным» в укрощении тех, кого требовалось укрощать. И его качество «Anuttaro purisa dammasarathi» стало хорошо известно не только в мире людей, но также и в мире животных и брахм.

 

Будда произнес свои наставления в мире людей, а также в мире дэв и брахм, имея многочисленных последователей монахов достигших уровня арахата, (arahat bhikkhu), Общину (Samgha) монахов (bhikkhu) и мирских последователей. Поистине ему удалось основать и организовать в соответствии с Правилами Дисциплины сплоченную и многочисленную Общину – Сангху.

 

Будда был столь успешен в руководстве, в действительности, по причине того что:

 

(i) Он был наделен качеством «Sugata», поэтому множество людей из всех стран, городов и деревень восторженно приветствовало его таким образом: «Появление Будды, несомненно, является для нас благом».

 

(ii) Он был наделен качеством «Lokavid?», потому что знание им мира, с людьми, дэвами и брахмами, с их желаниями и склонностями, не имело себе равных.

 

(iii) Он был наделен качеством «Anuttaro purisa dammas?rathi», потому что был непревзойден в усмирении и укрощении тех, кто в этом нуждался.

 

Будда всегда проявлял силу в этих качествах и по этой причине был непревзойден.

 

Вследствие этих несравненных, достойных Будды качеств, люди с различным социальным положением оказывали ему почтение со всем смирением и соответствующим уважением.

7. Качество "Саттхадэва мануссанам” (Satth?deva manuss?nam)

 

Палийское слово «?cariya» и «Sattha» обычно переводили как учитель. Поэтому качество Будды «Satthadeva manuss?nam» переводилось как «учитель людей, дэв и брахм». В этой связи мы должны принять во внимание значение слова «Sattha», употребленного в Pasadika Sutta, в разделе P?thika Vagga свода Digha Nik?ya.

 

Во времена Будды, был предводитель некой общины аскетов по имени Nigantha N?taputta. Когда он скончался, среди его учеников возникло смятение и возникло множество разногласий. Видя это, Cunda, ученик Будды, стал опасаться, что та же самая участь может постигнуть последователей Будды, после его ухода. С мрачным предчувствием и беспокойством Cunda приблизился к Будде, и задал свой вопрос. Будда объяснил ему, что имеется в действительности, две разновидности «Satth?», а именно, «Samm?sambuddha Satth?» – тот, кто знает все, что можно познать и «Asamm?sambuddha Sattha» – это тот, кто не может знать то, что может быть познано.

 

В соответствии с Pasadika Sutta, слово «Satth?» следует, поэтому объяснять как Всеведающий Будда. Итак, если мы истолковали бы качество Будды «Satth?deva manussanam» как Достойный Почтения, Будда, предводитель людей, дэв и брахм, это было бы более подходящим, полным и более выразительным обозначением, чем просто «Учитель».

 

Мать Досточтимого Сарипутты, брахманка, была одной из тех, кто поклонялся Брахме. Перед своим окончательным уходом (parinibb?na) дост. Сарипутта отправился навестить свой родительский дом. В то время, когда он был там, несколько дэв и брахм пришли ночью к дост. Сарипутте, для того чтобы оказать ему почтение. Его мать, брахманка, увидев это, спросила своего сына о них, и он ответил, что это были дэвы и брахмы. Только тогда она поняла, – «Мой сын, – ученик Будды и теперь он тот перед кем благоговеют даже дэвы и брахмы!» С чувством сильного трепета она ощутила сильное доверие к Будде, который был наставником ее сына, целиком уверовала и приняла в нем прибежище.

 

Если дэвы и брахмы оказали почтение Главному Ученику Будды, то не могло быть сомнения в том, что они не изредка, а каждую ночь, и с величайшим благоговением оказывали почтение самому Будде. Поэтому это качество «Satth? deva manussanam» стало хорошо известно всему миру. Даже Titthiyas, которые соперничали с Буддой, не могли не услышать об этом и были поражены страхом и трепетом благоговения.

8. Качество "Буддхо” (Buddho)

 

В то время, хотя и были предводители небуддийских общин – (Titthiya), такие как Makkhali Gosala и Pur?na Kassapa, обладавшие большим числом последователей, утверждавшие, что они являются Буддами, количество людей чтивших Будду после прослушивания его наставлений росло день ото дня. Будда имел сострадание ко всем, как будто это были его дети, без различия между высшей и низшей варной, правителями, брахманами, богатыми и бедными людьми. Монахи, ученики Будды также, хотя и последовали за ним, выйдя из различных сословий и имущественных слоев, не имели различий внутри Общины – Сангхи. Будда основал Сангху, подчиняющуюся Правилам Дисциплины и Поведения – без каких либо разграничений для всех.

 

В Kevatta Sutta, S?lakkhanda P?li (Дигха Никая 11), Кеватта (Kevatta) сказал Будде, что если бы Будда попросил монаха продемонстрировать определенные сверхъестественные или магические силы, то множество людей во много раз больше чем в настоящее время, могли бы стать буддистами. Тогда Будда дал Кеватте наставление о трех методах убеждения людей:

 

(i) Iddhip?tih?riya – привлечение людей с помощью демонстрации сверхъестественных сил (которые могут быть спутаны со знанием магических заклинаний – gandh?r?);

 

(ii) ?desan?patih?riya – привлечение людей с помощью демонстрации удивительных способностей, посредством знания ума других людей (знание, которое может быть спутано со знанием, происходящим от драгоценного камня, исполняющего желания, – Cint?mani);

 

(iii) Anus?sanip?t?h?riya – привлечение людей с помощью наставления и разъяснения того, что является умелым, а что нет (это то, что является подлинным и безупречным методом).

 

В привлечении людей с помощью такого честного и безупречного метода, Будда не имел себе равных и поэтому его качество «Buddho» стало известно на весь мир.

 

В то время люди, придерживающиеся различных взглядов искали истину, но никто из них не нашел путь к освобождению от бытия (наполненного страданиями), истину, приводящую к осуществлению Nibb?na. Будда был единственным нашедшим истину. Он был тем, кто вел людей, детально излагая им Дхамму, которую он постиг с помощью собственного ума и Видения-как-есть, давая им необходимые правила и наставления.

 

Руководствуясь Четырьмя Благородными Истинами и личной практикой Дхаммы, множество людей осуществило Путь (Magga) и Плод (Phala). Будда смог дать людям знание Дхаммы, которым они прежде не обладали, смог разъяснить Дхамму тем, кто ясно ее не понимал, удовлетворяя (духовные запросы) людей, он смог дать им объяснения и наставить каждого, касательно любой его трудности.

 

Поэтому люди высказывались так: «Он действительно благородная личность, тот, кто помог людям узнать Дхамму, которую они прежде не знали; он поистине Будда!» Так они высказывались с глубочайшим чувством почтения, и множество людей испытало глубокое доверие к Будде. Подобно вспышке света, как будто солнце разогнало мрак, так люди пришли к ясному пониманию Дхаммы. Глубина их постижения могла быть такой, что они могли спонтанно воскликнуть: «Видение возникло, мудрость возникла, знание возникло, особое постижение возникло, свет появился».

 

Множество людей говорили о качестве «Buddhо», качестве Будды, ставшим хорошо известным повсюду в мире, так как он мог давать людям знание Дхаммы, которым они прежде не владели, мог вести, объяснять и указывать свет людям во тьме.

 

Вышеупомянутые восемь качеств относятся только к умственным силам Будды, осуществленных с помощью непревзойденного понимания и Видения-как-есть. Будда родился в человеческом мире и как человек он был наделен психическими и физическими совокупностями – пятью группами привязанности (khandha). Мы рассмотрели выдающиеся, благородные качества Будды и почтили их. Теперь мы изучим физическое тело Будды.

9. Качество "Бхагава” (Bhagav?)

 

После получения Буддой, когда он был в прошлом отшельником Сумедхой (Sumedh?), определенного пророчества о достижении им Буддовости, он устремился к достижению Пробуждения, выполнив в течение четырех неисчислимых (asankheyyas) и сто тысяч эонов, практики Совершенств (p?ram?). В результате осуществления Буддой в прошлых жизнях этих совершенств (p?ram?), он родился сыном правителя Судходданы (Sudhoddana) в благородном роде кшатриев (khattiya) – Сакья (Sakya). Его родители помимо того, что они происходили из благородной варны, занимали высшее положение в обществе – были царем и царицей значительного (по размерам) царства. Когда он был еще ребенком, по его знакам и отметинам было предсказано, что если бы он остался в миру, то непременно мог бы стать правителем целого мира (Cakk?vaja), а если бы он оставил жизнь мирянина и направился бы к бездомной жизни отшельника, он смог бы, несомненно, стать Пробужденным, благороднейшим среди людей.

 

Оставив жизнь правителя, он в течение шести лет занимался аскетическими практиками, позднее практиками Срединного Пути и, в итоге, достиг Пробуждения. Будда был наделен такими качествами как тридцать два признака Благородной Личности и восьмьюдесятью малыми признаками, упоминаемыми в Lakkhana Sutta P?thika Vagga, его внешность была в высшей степени представительной и вызывающей почтение. Поскольку он совершенно оставил все омрачения (kilesa), его качества были чистыми, прекрасными и благородными. Физическая форма (upadhi) Будды, являлась непревзойденной и ее невозможно было с чем-либо сравнить.

 

Любой, кто видел Будду, ощущал доверие и вдохновение, безотчетно выражая ему почтение. Все мудрые люди, будь они правителями, брахманами или монахами, также выразили бы почтение Будде, если бы его увидели.

 

По этим причинам люди говорят о качестве Будды – «Bhagav?», качестве ставшем широко известным по всему миру.

 

Качество «bhagava», которое соотносится, главным образом, с физической формой (r?pak?ya) Будды, никем не может быть описано, даже при помощи одного из десяти миллионов языков.

 

Таким образом, качества Будды бесчисленны, а эти девять получили широкую известность во всем мире. Неоднократно эти качества упоминаются в Никаях (Nik?ya). Они действительно отражают величие его ума, способность располагать к себе людей и его работоспособность.

 

Человек, прилагавший усилия, достиг Пробуждения. Пробудившись, то есть, став Буддой, он учил Дхамме, которую он постиг посредством собственного ума и Видения-как есть.

 

Эта Дхамма является истинной Дхаммой, освобождающей от круга перерождений (sams?ra). Благодаря этой Дхамме не только люди, но и дэвы и брахмы также достигли освобождения от sams?ra. Хотя прошло более двух с половиной тысяч лет с момента ухода (parinibb?na) Будды, Сангха, прочно утвердившись, существует и по сей день, (сохраняя) и передавая учение – Дхамму. В наше время Палийские тексты Питак (Pitaka), до сих пор сохраняются в своей первозданной чистоте.

 

Как на самом деле, Будде удалось сделать так, чтобы Учение на благо человечества сохранилось, на такой долгий период времени?

Три группы Качеств

 

Если каждый внимательно рассмотрит качества Будды, которые были прославленны на весь мир, он обнаружит, что они укладываются в три группы.

 

Первая группа: Содержит первые три качества. Это качества, которыми должен обладать тот, кто предъявляет права на то, чтобы быть Буддой.

 

Это следующие три качества:

 

(i) Araham: Он обладает безупречной нравственностью – будучи абсолютно незапятнанным омрачениями (kilesa).

 

(ii) Samm?sambuddho: Ему известно все, что доступно познанию.

 

(iii) Vijj?c?ranasampanno: Он наделен всеми разновидностями психических сил и непобедим в них.

 

Вторая группа: Включает следующие три качества, характеризующие способность Будды располагать к себе людей. Следующие три качества:

 

(i) Sugato : Для блага всех существ он идет в любое место и время.

 

(ii) Lokavid? : Он знает все о мире и его делах.

 

(iii) Anuttaro purisa dammas?rathi : Он непревзойден в укрощении существ.

 

Третья группа: Включает последние три качества, которые провозглашаются миром (людей и божеств):

 

(i) Satth?devamanuss?nam: Он Предводитель людей, дэв и брахм.

 

(ii) Buddho: Он дает другим самое ясное (понятное) понимание Истины.

 

(iii) Bhagav?: Он самый Благородный.

 

Распределив таким образом качества Будды по трем группам, и приняв во внимание эти качества в свете той роли, которую Будда взял на себя ради пользы s?san? и благополучия человечества, каждый поймет величие, достигнутого им успеха, и на основании этого придет к уважению и благоговению перед ним.

Размышление и практика

 

Так, если кто-то с твердой верой и ясным пониманием, памятует с большим почтением о качествах Будды, то он непременно осознает – какие обязательства должен взять на себя в этом мире.

 

1. Araham : Тот кто постоянно памятует и неоднократно продумывает качество Будды Araham (то есть, его безупречность в нравственности), непременно осознает то, что он должен прилагать большие усилия для поддержания высокого нравственного уровня.

 

2. Samm?sambuddho : Тот, кто постоянно памятует и неоднократно продумывает качество Будды – Samm?sambuddho (то есть, тот кто познал все, что может быть познано), будет ясно осознавать, что поскольку его нравственный уровень повышается, он, следовательно, должен прилагать большие усилия для того, чтобы быть сведущим, разумным, хорошо разбирающимся и во всех отношениях осведомленным.

 

3. Vijj?carana sumpanno : Тот, кто постоянно памятует и неоднократно продумывает качество Будды Vijj?carana sumpanno (то есть, неодолимый, наделенный всеми видами сил), тот не только будет обладать высоким нравственным уровнем, разумностью и осведомленностью в любом деле, но также ясно осознает то, что он должен иметь большое мужество, чтобы встречаться лицом к лицу со всеми опасностями и обладать способностью к преодолению всех препятствий.

 

4. Sugato : Тот, кто постоянно памятует и неоднократно продумывает качество Будды Sugato (то есть, тот, кто ради блага и пользы всех существ идет в любое место и время), тот будет ясно осознавать свой долг – неутомимо приходить в любое место и браться за любую деятельность в интересах людей и в соответствии со своими возможностями.

 

5. Lokavid?: Тот, кто постоянно памятует и неоднократно продумывает качество Будды Lokavid? (то есть тот, кому известно все о мире и его делах), ясно осознает, что при выполнении благотворительности и общественной деятельности одна из его обязанностей – это стараться понимать традиции обычаи и интересы людей.

 

6. Anuttaro purisa dammas?rathi : Тот, кто постоянно памятует и неоднократно продумывает качество Будды Anuttaro purisadammas?rathi (то есть тот, кто несравним в укрощении людей), будет ясно осознавать важность того, что при выполнении благотворительности и общественной деятельности одна из его обязанностей – это направлять безрассудных к благоразумию и разумных к мудрости.

 

7. Satth? deva manuss?nam : Тот, кто постоянно памятует и неоднократно продумывает качество Будды Satth? deva manuss?nam (то есть тот, кто является Предводителем людей, дэв и брахм), будет ясно понимать, что при выполнение общественной деятельности и благотворительности он должен прилагать усилия для того, чтобы приобрести энергичную поддержку большинства людей – из всех слоев общества.

 

8. Buddho : Тот, кто постоянно памятует и неоднократно продумывает качество Будды Buddho (то есть тот, кто дает наиболее ясное понимание Истины), будет ясно понимать, что он достигнет цели в деле осуществления социальной деятельности и общественного благоденствия только, если будет помогать другим постигать истину, но не через использование власти, «давание взяток» в виде наличных денег или в форме обещаний о получении официальных должностей.

 

9. Bhagav? : Тот, кто постоянно памятует и неоднократно продумывает качество Будды Bhagav? (то есть тот, кто является самым Благородным), будет ясно осознавать, что для того чтобы приобрести уважения других – очень важно иметь чувство собственного достоинства, прилично одеваться, говорить правильным образом и вести себя должным образом.

 

 

Если бы Бог знал, что случится в следующее мгновение, это сделало бы жизнь всего лишь мёртвым механическим процессом. Тогда не было бы никакой свободы; а какая может быть жизнь без свободы? Тогда не было бы никакой возможности расти – или не расти.
ОШО

Категория: Буддизм | Добавил: Алёна (17.01.2011)
Просмотров: 1614 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: